Тяжелый танк Т-VI Тигр / Pz.VI Tiger / Pz.Kpfw.VI Tiger Еще в 1938 году, когда танк Т-IV / Pz.IV находился в стадии обработки, командование Вермахта задумалось о новом, более мощном танке, который должен прийти на смену в ближайшей перспективе. Согласно техническому заданию, перспективная машина должна была иметь массу до 36 тонн, скорость до 40 км/час, иметь мощную броневую защиту и эффективную пушку. Самым удачным из представленных в 1941 году разными фирмами прототипов был признан образец компании "Хеншель" под условным обозначением VK 3601. К маю 1941 года технические требования изменились и предпочтение было отдано образцу VK 4501 массой 45 тонн и модернизированной противотанковой 88-мм пушке Flak, которая впоследствии наводила ужас на танкистов противника. От разработчиков требовалось прототип танка представить к дню рождения Гитлера, 20 апреля 1942 года. Но поскольку времени было немного, специалисты фирмы "Хеншель" применили многие конструктивные решения модели VK 3601 и отвергнутого ранее образца VK 3001Н. К назначенному времени был представлен образец VK 4501Н, где буквенный индекс означал "Хеншель". К конкурсу подключилась также фирма "Порше", представившая свою модель танка VK 4501Р. Гитлер лично осмотрел оба образца, и в августе 1942 года испытательной комиссией было принято решение запустить в серийное производство образец "Хеншель" под обозначением: по классификации сквозной системы всех передвижных средств Вермахта - Sd.Kfz.181, по классификации танков Вермахта - Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.H1 или упрощенно Pz.VI H1 Tiger. После принятия на вооружение танка Тигр II в 1944 году обозначение танка Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.H1 изменилось на Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.E или Tiger I. По советской классификации танк имел обозначение T-VI Тигр Е. На случай, если танки T-VI Тигр / Pz.VI Tiger окажутся не совсем удачными в бою, была заказана пробная партия из 90 машин VK 4501Р фирмы "Порше", которые получили индекс Sd.Kfz.184 и название Фердинанд (по имени владельца фирмы Фердинанда Порше). Для своего времени тяжелый танк T-VI Тигр / Pz.VI Tiger имел довольно мощное вооружение и надежную броневую защиту, однако конструкция отличалась сложностью и высокой стоимостью производства. Одной из самых больших проблем была ходовая часть, и особенно расположение опорных катков. Движение танка мог парализовать застрявший между ними камень, а суровой зимой на Восточном фронте многие танки утром не могли начать движение, поскольку катки и грязь между ними смерзались в единое целое. Именно раннее утро стало для советских войск предпочтительным временем для атаки. При движении по дорогам с твердым покрытием использовались гусеничные ленты шириной 515 мм, а для действий на пересеченной местности применяли траки шириной 715 мм для снижения удельного давления на грунт и повышения проходимости танка. Корпус танка T-VI Тигр / Pz.VI Tiger выполнялся из катаной стали и имел простые угловатые очертания. Рациональные углы наклона брони отсутствовали, но такое решение компенсировалось ее толщиной. Лобовая броня имела толщину 100 мм, бортовая — 80 мм, крыша корпуса — 26 мм. Толщина маски пушки становила 110 мм и была надежным противовесом длинному стволу пушки. Вращение башни осуществлялось с помощью гидропривода, работавшего при включенном двигателе. Если же двигатель не работал, вращение башни осуществлялось вручную. Вооружение тяжелого танка T-VI Тигр / Pz.VI Tiger состояло из 88-мм пушки KwK 36 и двух 7,92-мм пулеметов MG-34 - один спаренный, другой курсовой. Танки T-VI Тигр / Pz.VI Tiger выпускались с августа 1942 года по август 1944-го. За этот период всего было изготовлено 1350 танков T-VI Тигр / Pz.VI Tiger трех основных модификаций. Кроме базового и наиболее массового варианта выпускался танк боевого управления Befehlspanzer Tiger, имевшем вместо основного вооружения в башне дополнительные радиостанции. Некоторое количество танков имели дополнительное навесное оборудование, позволяющее использовать машину в качестве БРЭМ (Бронированная ремонтно-эвакуационная машина). Всего было построено 84 таких танков. Третий вариант танка был Sturmtiger - штурмовой Тигр, имеющий усиленное бронирование и установку реактивных снарядов калибра 380 мм. Всего было построено 10 таких машин. Тактико-технические характеристики: * Длина с пушкой вперед 8,45 м, длина корпуса 6,2 м, ширина 3,73 м, высота 2,93 м * Масса 56,8 т * Экипаж 5 чел * Клиренс 430 мм * Ширина трака 515 мм для шоссе, 715 мм по пересеченной местности * Бронирование: лоб 100 мм, борт, корма 82 мм, крыша, днище 26 мм, башня 26-100 мм * Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Майбах" НL 230Р30, мощность 700 л.с. (517 кВт) при 3000 об/мин * Максимальная скорость 38 км/час по шоссе, 20 км/час по пересеченной местности * Запас хода 140 км по шоссе, 100 км по пересеченной местности * Вооружение: 88-мм пушка KwK 36 L/56, два 7,92-мм пулемета MG-34 * Боекомплект: 84 снаряда, 5850 патронов 7,92-мм * Преодолеваемые препятствия: брод глубиной 1,2 м, стенка высотой 0,79 м, ров шириной 1,8 м, угол подъема до 30°
|